Как лучше разговаривать с ребенком Verification: 521d25b5ddcdc76c

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1

г. Екатеринбург, ул. Ленинградская, дом 38

Советы педагога-психолога

 

      <<< Как лучше разговаривать с ребенком >>>

 

 

·  «Я бы хотел помочь тебе, но не знаю, что делать. Пожалуйста, скажи  мне, что происходит».

 

·  «Ты пришел из садика очень печальный, и когда я спрашиваю тебя, что произошло, качаешь головой и ничего не говоришь. Я думаю, что это как-то связано со вчерашней ссорой». Если ваш ребенок только отрицательно качает головой, то это еще не значит, что он хочет, чтобы вы его больше не беспокоили. Продолжайте деликатно расспрашивать, пока он четко не скажет вам, что не хочет разговаривать. Не будьте назойливы. Отойдите от ребенка, если он твердо решил ничего вам не говорить.

 

·  Проявляйте сопереживание: «Я понимаю, что тебе иногда не нравится говорить о своих делах». Слово «иногда» подразумевает возможность все же поговорить об этом.

 

·  «Кажется, сейчас для тебя не время говорить об этом». Вы подсказываете  ребенку, что об этом можно поговорить позднее.

 

·  «Может быть, ты хочешь все обдумать сам? Я верю, что если тебе потребуется помощь, ты поговоришь со мной».

Зачастую молчаливые дети просто боятся говорить, когда на самом деле этого хотят. Их может пугать то, что вы расстроитесь или что вас смутит сама тема. Важно сказать, что вы им верите. Такие слова подталкивают детей к раскрытию и показывают, что вы им доступны. «Когда решишь поговорить, то имей в виду, что я всегда готов».

 

«Может быть, ты больше хочешь поговорить об этом с мамой?». Предоставьте ему выбор того с кем ему обсудить свою проблему.

 

«Когда я был в твоем возрасте, я не всегда знал, хочу ли я говорить о чем-то с родителями. Но всегда оказывалось лучше, если я делал это».

 

А вы сами умеете слушать?

 

Если вы склонны критиковать интересы детей или пренебрегать ими, то, возможно, именно по этой причине дети сейчас не хотят с вами говорить.  «Я знаю, что раньше со мной не всегда было легко разговаривать о таких вещах. Если ты не хочешь ничего мне сказать именно поэтому, то я понимаю тебя. Но я надеюсь, что ты дашь мне еще один шанс». Такая честность способна помочь ребенку заговорить с вами.

 

Что будет вредно?

 

·  «Какой помощи ты ждешь от меня, если не говоришь, что произошло»

 

·  «Я не отойду от тебя, пока ты не скажешь мне, что тебя беспокоит». Ясно сформулируйте, чем вы обеспокоены, и дайте ребенку возможность все обдумать самому, а потом, возможно, он подойдет к вам.

 

·  «У тебя не должно быть таких чувств...» Эта фраза может вызвать у ребенка чувство отверженности и непригодности.

 

·  «Если не скажешь сейчас, то потом, когда тебе надо будет поговорить - ищи кого-нибудь другого».

 

·  «Неужели ты действительно думаешь, что можешь решить все проблемы самостоятельно?»

 

·  «Ты как твой отец. Он никогда ничего не говорит».

 

·  «Наконец-то ты заговорил! Почему ты не мог сделать этого раньше?». Лучше похвалить ребенка за то, что он доверился вам.

 

·  «Я задаю тебе вопрос! Что ты сидишь и молчишь! Ответь мне!»

Научившись разговаривать с ребенком, вы дарите ему неоценимый опыт здорового общения, взаимопонимания и доверия. Делитесь новым опытом, открытиями, радуйтесь успехам, задавайте вопросы.

 

Что делать, если ваш ребенок не уверен в себе

 

Семья, где присутствуют поддержка и любовь, повышает психологический иммунитет ребенка. Высказывания глобального характера, типа «ты замечательный... самый лучший ребенок на свете» и т. д., производят огромное впечатление, но они должны быть уравновешены более конкретной похвалой или поддержкой, например:

 

·  «Ты начал заниматься гимнастикой год назад, и, даже, когда было трудно - не сдавался, занимался. И вот - первая победа. Ты должен гордиться собой, что не бросил начатого».

 

·  «Давай сегодня вместе прогуляемся? Только ты и я». Когда вы сообщаете ребенку, что просто хотите провести с ними время, и действительно это делаете, это позволяет ему понять и поверить в то, что он дорог вам и значим для вас.

 

·  «То, что ты только что сделал/сказал, говорит о твоем терпении. Ты молодец!» Хвалите ребенка за любое хорошее качество — за настойчивость, доброту, чувство справедливости, желание делиться с другими, а также за послушание. Давайте поддержку, обращайте ребенка к прошлому удачному опыту.

 

Основное правило: Проводите с ребенком время, занимаясь чем-нибудь содержательным. Ваши занятия с ребенком повышают у него чувство собственного достоинства, независимо от того, ведут они к каким-либо достижениям или нет. Если уверенность ребенка в себе недавно пошатнулась, то ваш самый лучший первый жест – это сопереживание:

 

«Ты выглядишь таким несчастным. Расскажи, что случилось»

 

«Я заметила, что ты стал очень тихим, с тех пор как друзья перестали приглашать тебя кататься на велосипеде. Думаю, ты обиделся».

 

Помогая ребенку связать настоящую обиду с прошлой, вы можете помочь ему понять, почему он так остро отреагировал. Вспомнив, как ушла боль прошлых обид, ребенок начинает думать, что его настоящая проблема тоже временна.

 

Не спрашивайте автоматически: «Ты хочешь поговорить?» Ваш ребенок может инстинктивно ответить «нет». Вопрос «Как ты себя чувствуешь?» может возыметь обратный эффект, когда ребенок явно расстроен. Он может резко ответить вам: «А как, по-твоему, я себя чувствую?»

 

Лучше сообщить о своих наблюдениях: «У тебя заплаканные глаза» или «Ты хлопаешь дверью», а затем скажите, что вы думаете «Поэтому я думаю, что ты очень опечален», «я вижу, что ты очень сердишься». Не спрашивайте, что случилось. Лучше скажите: «Расскажи мне, что случилось».

 

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка

 

 

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

 

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

·    К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

·    К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

·    К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

·    К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

·    К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

·    К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

·    К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

·    К 1году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

·    К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

·    К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

·    К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

·    К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

·    В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»